Разработка и постройка технологически сложных деталей огромных промышленных тяговых электродвигателей будет очень затратными и нерациональными мероприятием, если отсутствует необходимая базовая расчетная модель. В данной статье продемонстрирована разработка трёхмассовой тепловой модели асинхронного тягового двигателя с использованием ПО REPEAT. Трёхмассовая модель двигателя включает в себя ротор, статорную обмотку и магнитопровод статора с корпусом. Увеличение количества масс по сравнению с одно- и двухмассовыми моделями делает модель более точной и пригодной для расчетов. Вместе с этим увеличивается количество необходимой информации в виде конструктивных размеров и коэффициентов теплопроводностей и теплоотдачи.
1. В качестве моделируемого выбран асинхронный двигатель НТА – 1200.
2. Исходные данные для модели приняты в соответствии с таблицей 2.
3. Скорость воздуха в вентиляционных каналах статора принята - 26 м/с.
4. Скорость воздуха в вентиляционных каналах ротора принята - 25 м/с.
5. Скорость воздуха в воздушном зазоре принята - 17 м/с.
6. Геометрические параметры выбраны в соответствии с имеющими данными либо приняты.
7. Температура охлаждающего воздуха принята 20 ℃.
Тепловая масса
|
Температура, ℃
|
Ротор
|
104,6
|
Обмотка статора
|
116,1
|
Магнитопровод статора, корпус
|
108,6
|
Таблица №1. Результаты моделирования
Переходные процесс изображены на рисунках 1,2,3. Пики обусловлены маленькой массой, которая установлена с целью ускорения процесса моделирования.
Рис. 1 – Тепловая модель асинхронного тягового двигателя
Режим работы
|
Продолжительный
|
Мощность \( P \), кВт
|
1170
|
Линейное напряжение \( U_л \), В
|
2183
|
Фазный ток \( I_ф \), А
|
375
|
Частота вращения \( n \), об/мин
|
1295
|
Частота тока \( f \), Гц
|
65,4
|
\( \cos\varphi \)
|
0,861
|
КПД, %
|
95,8
|
Скольжение \( S \), %
|
1,03
|
Момент \( M \), кНм
|
8,629
|
Сила тяги \( F \), кН
|
51,58
|
Момент \( M \), кНм
|
8,629
|
Активное сопротивление статора \( R_ст \), Ом
|
0,0298
|
Индуктивность рассеяния статора \( L_ст \), Гн
|
0,001348
|
Активное сопротивление ротора \( R_рт \), Ом
|
0,0255
|
Индуктивность рассеяния ротора \( L_рт \), Гн
|
0,00107
|
Масса двигателя, кг
|
2600
|
Таблица №2. Основные параметры тягового электродвигателя НТА-1200